Саткинские умельцы возродили старейшую гидроэлектростанцию России
После капитального ремонта одного из роторов российско-австрийской турбины ГЭС «Пороги» снова начала вырабатывать ток, сообщает пресс-служба муниципалитета.
Коллектив Ремонтно-механического предприятия в Сатке выполнил необычный и ответственный заказ – изготовил новое рабочее колесо и отреставрировал вал гидравлической турбины для старейшей из ныне действующих в России ГЭС «Пороги».
Сама гидроэлектростанция была построена в 1910 году, часть агрегатов работает до сих пор. На станции установлены три гидрогенератора, два из них – производства немецкой компании «Бриглеб, Хансен и Ко», а также одна двухроторная турбина, произведенная в России по австрийской технологии. Ремонту подлежал один из роторов российско-австрийской турбины.
Когда ротор вынули из трубы, стало очевидно, что речь пойдет не о ремонте, а именно об изготовлении нового агрегата: изъеденные коррозией лопасти, посредством которых энергия воды заставляет крутиться колесо и вырабатывать электрический ток, просто рассыпались в прах. Сквозь ржавчину на рабочем колесе проявилось клеймо с датой и наименованием завода-изготовителя: 1931 год, Усть-Катавский вагоностроительный завод. Генератор электрической энергии прослужил ни много, ни мало 82 года.
Как рассказал генеральный директор ЗАО «Пороги» Виктор Загнойко, 8 лет назад, коллектив Ремонтно-механического цеха выполнял ремонт этого ротора: подваривались лопасти. На этот раз конструкторам и рабочим из РМП пришлось решать более серьезную задачу – изготовить агрегат заново. На ремонт турбины ГЭС Пороги из бюджета Саткинского района были выделены денежные средства в размере 166 тысяч рублей.
«Задача осложнялась тем, что не было никакой технической документации, – рассказал инженер-конструктор РМП Шамиль Магомедов. – Нам пришлось воссоздавать проект рабочего колеса турбины по образу и подобию второго, работающего ротора. Группа конструкторов РМП специально выезжала на Пороги, мы сделали фотографии и сняли замеры с исправного колеса турбины, затем методом 3D-моделирования был выполнен проект».
Далее проект был передан в работу коллективу механического участка № 2. Над его созданием трудились слесари по сборке металлоконструкций Анатолий Пискарев, Александр Шишмаков, Андрей Гордюшкин и сварщик Андрей Чистяков. На минувшей неделе бригада рабочих организации, обслуживающих оборудование машинного зала ГЭС – ЗАО «Пороги» – водрузила стальную деталь весом 364 килограмма, диаметром 875 мм на место, внутрь кожуха турбины. После запуска агрегат вновь начал вырабатывать электрическую энергию.
По словам начальника участка № 2 РМП Сергея Снежко, рабочие сделали поистине ювелирную работу: 16 стальных лопастей – «лепестков» турбины выгнуты особым образом с помощью листогибочной машины.
По поручению главы Саткинского района Александра Глазкова также началась работа по организации историко-культурной экспертизы гидротехнических сооружений Порожского водохранилища на реке Большая Сатка. Пакет документов, полученный в результате проведения данного исследования, позволит определить необходимые ремонтные работы и будет являться основанием для организации мероприятий по восстановлению объекта историко-культурного наследия, уточнили в управлении культуры Саткинского района.
Предыдущие экспертные обследования показали, что ГТС Пороги, в том числе подводные элементы гидроузла, находятся в аварийном состоянии. Ранее было установлено, что реконструкцию необходимо производить без изменения параметров сооружения и водохранилища, с сохранением первоначального архитектурно-строительного облика водосливной плотины, входящей в комплекс «Пороги».
Решением Саткинского горисполкома от 12 августа 1987 г. Пороги объявлены комплексным (природно-историческим) памятником природы и взяты под охрану государства. Постановлением Челябинской областной Думы № 378 от 15 февраля 1996 года комплекс «Пороги» объявлен памятником истории и культуры областного значения. В 1993 году комплекс «Пороги» вошел в заявку на включение в Мировой список памятников индустриального наследия ЮНЕСКО.
Читать полностью